Логотип сайта Скандинавская мифология
Skip

Квасир (Kvasir)

Бог Квасир с рогом наполненным хмельным напитком

Квасир – в скандинавской мифологии существо, сотворённое из слюны асов и ванов в ходе их примирения, мог ответить на любой вопрос, считается богом мудрости.


Описание

Квасир или Квазир, с древнескандинавского Kvasir – в скандинавской мифологии существо, созданное из слюны асов и ванов в ходе их примерения. Один из известнейших советских филологов Михаил Иванович Стеблин-Каменский склонялся к теории, что Квасир является олицетворением «Кваса». К слову, квас употребляли как русичи, так и скандинавы, а означало слово – хмельной напиток.

Эддические тексты Снорри Стурлусона утверждают, что Квасир обладал непревзойденной мудростью. Он был в состоянии ответить на любой вопрос, который ему задавали. Сын асов и ванов очень любил путешествовать по Мидгарду и делиться с людьми своей мудростью. Вероятно, из-за этого его часто ассоциируют с великомудрым божеством. Хотя ни каких текстовых подтверждений этому нет. Ко всему прочему необходимо понимать, что Квасир – это скорее всего персонификация одного их хмельных напитков. Данный факт вообще приводит в полное непонимание многих мыслителей и исследователей в сфере скандинавской мифологии. Подумайте сами, какой мудростью может наделить существо, которое олицетворяет хмель. Вероятнее всего это не более чем ирония. А предполагаемые ответы на все вопросы – отказ от интереса к поиску истины в состоянии хмеля.

Рождение

Легенду о создание Квасира можно повстречать в Старшей и Младшей Эдде. Однако, описание этого существа весьма кратко изложено и не дает полного представление о образе Квасира. При этом «Речи высокого», принадлежащие «Старшей Эдде», содержат песни (строки 104-110) которые рассказывают о том, как был сотворён Мёд поэзии, а о Квасире упоминается лишь вскользь, да и то в пояснение.

В разделе «Язык поэзии» из «Младшей Эдды» говорится:

И еще сказал Эгир: «Откуда взялось то искусство, что зовется поэзией?»

Браги отвечает: «Все началось с того, что боги враждовали с народом, что зовется ванами. Но потом они назначили встречу для заключения мира, и в знак мира те и другие подошли к чаше и плюнули в нее. А при расставании боги, чтобы не пропал втуне тот знак мира, сотворили из него человека. Он зовется Квасир. Он так мудр, что нет вопроса, на который он не мог бы ответить. Он много странствовал по свету и учил людей мудрости. И однажды, когда он пришел в гости к неким карлам, Фьялару и Галару они позвали его как будто затем, чтобы поговорить с глазу на глаз, и убили. А кровь его слили в две чаши и котел, что зовется Одрёрир, — чаши же зовутся Сон и Бодн, — смешали с той кровью мед, и получилось медовое питье, да такое, что всякий, кто ни выпьет, станет скальдом либо ученым. Асам же карлы сказали, будто Квасир захлебнулся в мудрости, ибо не было человека столь мудрого, чтобы мог выспросить у него всю мудрость.

Язык поэзии

В основе этого мифа по словам всё того же Михаил Ивановича Стеблина-Каменского может лежать один из способов изготовления хмельного напитка из забродившей слюны. Такой метод приготовления зачастую использовался народностями в древности, не исключением стали и скандинавы.

Также стоит обратить внимание на то, что Квасира в Младшей Эдде называют человеком. Однако, традиционно это существо относят к асам и ванам, что по сути обожествляет его. Вероятно – это еще один факт, позволяющий отнести Квасира к богу мудрости и хмеля.

Смерть Квасира и создание Мёда поэзии

Смерть Квасира описывается в «Младшей Эдде». Согласно писаниям Снорри Стурлусона, существо из слюны асов и ванов пало от руки двух братьев-гномов (двергов) Галару и Фьялру. Кстати, их имена означают «поющий» и «прячущий».

Традиционно считается, что люди не желали прислушиваться к мудрости Квасира. Вследствие этого он отправился в Свартальвхейм. Данное путешествие стало роковой ошибкой Квасира. Прибыв на родину гномов, сын асов и ванов был обманом заманен в ловушку и пал от руки хитроумных и коварных братьев.

Кровь убитого Квасира гномы поместили в две чаши: Бодн (этимология не известна) и Сон (с древнескандинавского «кровь»). Далее братья перелили кровь в котёл Одрёрир (с древнескандинавского «приводящее в движение») и, добавив к ней мёд, сотворили напиток под названием «Мёд поэзии». Тот, кто когда-либо испил получившийся нектар, становился «скальдом или учёным».

Стоит упомянуть, что Михаил Иванович Стеблин-Каменский опровергал наименование котла, в котором готовился напиток из крови Квасира. Историк склонялся к теории, согласно которой Одрёриром называется непосредственно нектар, а не тара, в которой его изготовили.

Смерть Квасира озадачила асов и ванов. Однако, хитроумные братья-гномы обманули и их. Дверги сказали, что Квасир захлебнулся своей же собственной мудростью. Объяснив это тем, что не нашлось на свете человека или бога, сумевшего выслушать хотя бы часть познаний, которыми обладал Квасир.

Квасир как демон опьянения

Некоторые историки и исследователи скандинавской мифологии склонны полагать, что Квасир представлял собой некоего демона опьянения. Более того, учёные умы приводят связь между Квасиром и Варуни – богиней хмеля, вина и опьянения в индуизме. В пользу такой аналогии выступает тот факт, что Варуни как и Квасир олицетворяют напиток, наделяющий испившего его божественной мудростью. Также стоит отметить, что напиток из крови Варнуи по аналогии с напитком из крови Квасира содержит в себе мёд. Этот нектар является одним из любимых напитков Кришны.

1 Комментарий

28.12.2018
Так вот откуда пошло слово "Квасить".

Оставить комментарий

Мы рады вам!