Логотип сайта Скандинавская мифология
Skip

Ньёрд (Njörðr)

Ньёрд - лик ветра и бури

Ньёрд – в скандинавской мифологии божество плодородия, моря, земледелия и ветра из группы ванов, отец Фрейи и Фрейра, после войны с асами стал их заложником.

Описание

Ньёрд, с древнескандинавского Njörðr, Njord, Njoerd, Njorth, Njor – в германо-скандинавской мифологии божество плодородия, воздушной стихии и благополучия. Принадлежит роду ванов. Является отцом Фрейра и Фрейи. Вслед за заключением мирного договора с богами Асгарда (асами) отправился к ним в роли представителя от ванов и гаранта соблюдения мира.

Хотя Ньёрд и считается покровителем мореплавателей, он, как и остальные ваны, в первую очередь выступает в роли бога плодородия. Как следствие имеет большую связь с земледелием. Помимо всего прочего, именем Ньёрда приносилась правовая клятва, а рыбаки благодарили божество за успешную рыбалку. По большей территории Скандинавии имя Ньёрд встречается в названиях разных географических объектов.

Происхождение

Происхождение нынешнего образа Ньёрда и по сей день не имеет какой-то одной строгой трактовки. Вокруг этого божества витает множество противоречий, которые судя по всему зародились из-за неправильного или неточного перевода Эддических писаний.

  • По одной из теорий, принадлежащей Гвюдбранду Вигфуссону, Ньёрд представляет собой воплощение старогерманской богини Нертус. В частности, о ней подробно излагает Тацит в своём трактате «Германия». В поддержку этой теории выступает факт общей связи Ньёрда и Нертус с земледелием и водной стихией.
  • Джон Линдоу предполагал, что бог Ньёрд и богиня Нертус приходятся друг другу близнецами. Исследователи поддерживающие эту теорию, доказательством своей правоты считают полное отсутствие разницы между божествами. Единственное отличи между ними – это их пол.
  • В трудах Снорри Стурлусона и Саксона Грамматика («Сага об Инглингах» и «Деяния данов» соответственно) фигурирует безымянная сестра-жена Ньёрда. Выступает ли это выражение доказательством кровосмесительных связей или же двойной метафорой не ясно. Вероятнее всё же, что это метафора, подобная представлению Фрейи и Фрейра.

Лицо бога Ньёрда формируется из ветра и пыли

Этимология имени

Имя бога Ньёрда (Njörðr) и богини Нертус (Nerthus) скорее всего происходит от древнегерманского «Nerþuz». Однако, единодушного мнения о данной форме происхождения нет. Есть мнение, что она тесно связанна с исландским словом «nert», переводящимся как «принуждение», «мощь» и «сила».

Наиболее правдоподобной кажется теория, согласно которой имя богини «Nerthus» плавно перетекло в имя бога «Njörðr». Произошло это в следствии обычных языковых процессов, которые имели место быть при формировании современного германского языка. Тогда окончание «u» исчезло из слов женского рода.

Помимо образования Ньёрда из образа богини Нертус, существует мнение, согласно которому «Njörðr» значится производной от «Njörun». Данную особу затрагивают тексты обеих Эдд и некоторые из скандинавских саг. Так, Ньёрд и Ньорун могли быть двойным воплощением противоположных стихий. Ньёрд воды, а Ньорун земли. Помимо всего прочего Ньорун могла выступать в роли той самой безымянной жены-сестры из «Деяний данов» и «Саги об Инглингах».

Ньёрд в Старшей Эдде

  • Перебранка Локи. Сага повествует о том, как бог коварства Локи бранит асов. На его заявления Ньёрд восклицал, что Локи родил детей, словно женщина, видимо имея в виду Слейпнира. Вообще довольно-таки странно получается. Локи, будучи асом, бранит свою же группу божеств, а Ньёрд, будучи ваном, защищает богов, которые когда-то были ему врагами. Ко всему прочему с данным произведением связан любопытный факт. Дело в том, что Локи акцентирует внимание на том, что Ньёрд был заложником на востоке, тогда как должно быть с точностью да наоборот. Поскольку, будучи родом с Ванахейма, Ньёрд является заложником асов, проживающих в Асгарде. А Асгард находится западнее Ванахейма.
  • Речи Вафтруднира. В данных писаниях Вафтруднир интересуется у верховного бога Одина о Ньёрде. В частности, о том, как Ньёрд появился среди асов. При этом упоминается, что данному божеству посвящено большое количество храмовых зданий и алтарей. Один, удовлетворяя любопытство Вафтруднира, повествует о том, что Ньёрд пришел к асам как представитель ванов. Однако, после Рагнарёка посланец ванов должен вернуться на родину.
  • Поездка Скирнира. Тексты писания рассказывают о том, что Фрейр – это отпрыск Ньёрда и Скади.
  • Речи Гримнира. Данные тексты изрекают о том, что Ньёрд главенствует в чертогах, именуемых «Корабельным двором» (с древнескандинавского Nóatún). Здесь же к нему применяются метафоры «лишённый злости» и «князь людской». После этого в рукописи говориться о том, что Фрейр – отпрыск Ньёрда.
  • Песнь о Трюме. Данная сага рассказывает о том, что Ньёрд – это отец Фрейи.
  • Песнь Солнца. Этот текст говорит о том, что у Ньёрда было девять дочерей.

Ньёрд в Младшей Эдде

  • Язык поэзии. Здесь к Ньёрду применяются метафоры «потомок ванов», «воин», «дающее божество». Например, строчка из песни Скаллагримссона, в которой говорится, что Ньёрд с сыном Фрейром даровали богатство Гретбьёрну.
  • Видение Гюльви. В этих текстах Ньёрду приписывают возможность управлять ветром и морями. Помимо всего прочего, Один отмечает то, что Ньёрд достаточно великодушен и всегда делится своей благодатью с нуждающимися.

Ньёрд в текстах Круга земного

  • Сага об Инглингах. В данной саге Снорри Стурлуссона говорится об обмене представителями или, скорее, невольниками меж двух групп божеств: асов и ванов. В результате чего Ньёрд попал к асам, где взял себе в жены Скади. Однако, затем на Скади женился Один. После смерти верховного бога, Ньёрд выступает в роли правителя шведов. Справедливо будет заметить, что правление Ньёрда описывают как времена величайшего процветания. В результате чего шведы стали прославлять Ньёрда как божество благополучия и земледелия.
  • Сага о Харальде Серая Шкура. Здесь Ньёрд ассоциируется с воином.
  • Сага о Хаконе Добром. Данная сага отмечает то, что во славу Ньёрда и Фрейра произносились тосты. Это было принято делать для большого урожая и мирного сосуществования с соседями.

Бог Ньёрд в море

Легенда о Ньёрде и Скади

Вся легенда заключается в разногласии Скади и Ньёрда (мужа и жены) в выборе места проживания. Скади желала проживать в доме своего отца – Трюмхейме (Громовой дом). Ньёрд же выбрал своим жилищем Ноатун, располагавшийся у моря (или на дне морском). Дабы никому не было обидно, супруги договорились проводить равное время в обоих домах. Однако, долго такой компромисс соблюдать не удалось. Закончилось всё тем, что Ньёрд остался жить в Ноатуне, а Скади в Трюмхейме.

Заключение

Бог Ньёрд справедливо является самой спорной личностью во всей скандинавской мифологии. И это, несмотря на то, что о нём встречается просто уйма упоминаний в разных мифологических текстах. Вероятнее всего данный факт и привёл к такому количеству несуразиц и противоречий.

Вероятно, из-за ошибок и неточностей в переводе исчезло понимание того, что Ньёрд занимал практически ключевое место среди древнескандинавских богов. Однако, постепенно его имя вытиснилось до состояния представителя ванов и гаранта мира между богами.

Оставить комментарий

Мы рады вам!