Логотип сайта Скандинавская мифология
Skip

Имир (Ymir, Aurgelmir)

Имир - атакуемый Одином, Вили и Ве

Имир – в скандинавской мифологии первое живое существо, прародитель великанов, из его тела создана вся материальная вселенная, родился изо льда потоков Эливагар.

Описание

Имир, Аургельмир или Бримир, с древнеисландского Ymir, Aurgelmir – «двойственный». В германо-скандинавской мифологии первое из живых существ, появившихся в материальной вселенной. Из тела Имира было создано привычное мироустройство – Девять Миров, сформированных вокруг древа Иггдрасиль.

Не известно, обладал ли Имир каким-то интеллектом, как не ясны и его способности. Внешний вид первосущества также остаётся загадкой, поскольку в текстах Старшей Эдды о нём содержится очень мало упоминаний, не дающих возможности в полной мере раскрыть его образ.

Рождение и смерть

Согласно Эддической мифологии, на заре создания мира существовала лишь бездна Гиннунгагап и два мира: ледяной Нифльхейм и огненный Муспельхейм. Из недр Нифльхейма вытекало двенадцать потоков, именуемых Эливагар. Поскольку потоки брали своё начало в пространстве, окруженном льдом, они практически сразу замерзали. Однако, источник Хвергельмир, из которого вытекали потоки, бил не переставая. Это привело к тому, что лёд подобрался вплотную к Муспельхейму и в результате начал таять. Растаявшие потоки Эливагар смешались с искрами из Муспельхейма и при взаимодействии образовали две первосущности: великана Имира и корову Аудумлу.

Чтобы утолить голод, Телица облизывала солёные камни, затянутые инеем. Теплота её языка и хлад от камней породили новое существо, именуемое Бури. Его отпрыск Бёр произвёл на свет первых трех богов асов: Одина, Вили и Ве. Впоследствии три брата убили Имира, а из его тела создали материальную вселенную, которая существует и по сей день. Кости Имира послужили материалом для создания гор, зубы – скал, мозг – облаков, а волосы – леса. Однако, асам не удалось избежать, так сказать, побочных действий. Поскольку в вытекшем из тела первосущества море крови утонули практически все Гримтурсены. Спасся только Бергельмир, его жена и судя по всему дети.

Двойственность

Несмотря на то, что действия Одина, Вили и Ве выглядят, мягко говоря, злодейскими, они всё же привели к развитию вселенной в целом. Появления привычного нам мироустройства вероятно было невозможно без жертвы ими принесённой. На этом фоне любопытным фактом является этимологическое значение имени Имира, означающее «двойственность». Вполне может быть, что скандинавский миф, связанный с сотворением вселенной, силится донести до современников многогранность бытия.

Первые люди

В одном из поздних скальдических мифов упоминается то, что первыми людьми были Аск и Эмбла. Три аса создали их из ясеня и ивы, а позже вдохнули в них жизнь, даровали им разум и чувства. По другой версии этого же мифа, людей создали из глины карлики. Однако, любопытно то, что в Старшей Эдде указывается на непосредственное родство Имира и людей, родившихся под левой рукой первосущества. Что это были за люди и какова их дальнейшая судьба остаётся загадкой.

Имир – этимология имени

Имя Гримтурсена Имира (Ymir) впервые встречается в древнеисландском языке, где оно означало «двойственный». Наряду с аллегорией многогранности всего сущего, значение слова могло носить и вполне приземлённый смысл, позволяющий отнести Имира к гермафродитам, то есть двуполым существам. В более поздней германо-скандинавской мифологии присутствует аналог Имира – бог Туисто, выступающий праотцом германских народностей.

Есть мнение, что от древнеисландского Ymir произошли латышское «jumis» и исландское «emni», означающие «двойной плод» и «близнецов» соответственно.

Сходство

Некоторые исследователи приписывают Имиру сходство с индуистским богом Яма (Йама), отказавшимся от своего божественного бессмертия и совершившим самопожертвование, которое легло в основу возникновения мира и людей.

Бога Яма из индуистской мифологии

История сотворении материальной вселенной из тела Имира отразилась и на поздней скандинаво-европейской мифологии. Так в некоторых скальдических произведениях упоминаются великаны, которые по собственной воле превращались в холмы, горы, скалы и прочие географические примечательности, тем самым отдавая своё тело окружающему миру и сливаясь с ним воедино.

Легенда, связанная с Имиром, по всей видимости родственна греческому мифу о происхождении мира из плоти бога Диониса и индуистскому о Пурше.

Оставить комментарий

Мы рады вам!